Главная
СВЕТА — самые светлые участки изображения.
СВЕТОТЕНЕВОЙ РИСУНОК — сочетание светлых и темных участков внутри кадра, образуется сочетанием
пятен разной плотности. Может восприниматься зрителем как гармоничное или
дисгармоничное.
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КАМЕРЫ см. чувствительность камеры.
СЕРАЯ ШКАЛА — упорядоченная шкала почернений
нейтрально-серых цветов с различной оптической плотностью, вариант шкалы
Адамса. В цветной прикладной фотографии применяется для оценки качества цветопередачи.
Правильное воспроизведение всех ступеней серой шкалы в цветном фотографическом
изображении служит критерием правильного фотографического воспроизведения
других цветных деталей объекта съемки. Применение серой шкалы не обязательно в
тех случаях, когда сам объект съемки содержит несколько различных по оптической
плотности деталей серых тонов.
СИСТЕМНЫЕ ВСПЫШКИ см. вспышки.
СКЛЕИВАНИЕ ПАНОРАМ — соединение заранее снятых сегментов
панорамы в единую фотографию. Осуществляется с помощью специальных программ,
например, программа Automate-Photomerge в меню фотошопа.
СКОЛЬЗЯЩИЙ СВЕТ см. свет.
СКРЫТАЯ КАМЕРА см. репортаж.
СМАЗКА (шевеленка) — нерезкость фотографического
изображения, вызванная движением камеры в момент экспонирования или, напротив,
перемещением в пространстве объекта съемки. Отличается от нерезкости тем, что
изображения резких предметов оказываются вытянутыми по ходу движения камеры.
Иногда смазка применяется как художественный прием для выделения главного
объекта в кадре или подчеркивания скорости движения, но чаще является
неустранимым браком.
Избежать смазки в процессе съемки с рук можно, если
использовать эмпирически выведенную формулу: значение выдержки должно быть
примерно равно или больше значения фокусного расстояния объектива. Например,
при съемке объективом 50 мм
съемка с рук должна производиться с выдержками 1/50 секунды или еще короче.
Способы борьбы со смазкой:
- съемка со штатива с
использованием спускового тросика, который позволяет нажимать на спуск камеры
не прикасаясь к ней;
- использование веревочного штатива. В штативное гнездо
камеры ввинчивается шнурок, в момент съемки фотограф наступает на него,
натягивает и нажимает на спуск;
- фиксация камеры в нужном положении на мешочке с песком,
который гасит ее вибрации во время автоспуска.
- использование монопода для опоры на землю или подобно
прикладу фоторужья.
- съемка со вспышкой. Время импульса встроенных вспышек и
накамерных вспышек с поворотными головками измеряется сотыми долями секунды;
- использование любых доступных опор (ствол дерева, ограду,
стол, пол и т. п.) для фиксации камеры в момент спуска затвора.
- использование опции предварительного подъема зеркала;
- уменьшение выдержки с помощью увеличения чувствительности
фотокамеры;
- использование механизма стабилизации изображения, которыми
снабжаются сейчас многие объективы или сами камеры;
- съемка сериями. Первый кадр серии часто нерезкий, а второй
и последующие резкие. См. также резкость.
СМЕННАЯ ОПТИКА см. объектив.
СОФТ-БОКС — легкий матерчатый короб, прикрепляемый на
студийные источники света для получения рассеянного освещения.
Каркас
софт-бокса состоит из металлического кольца, к которому с одной стороны
крепятся стальные спицы, а с другой — адаптер для установки на осветительный
прибор. Каркас обтягивается чехлом, состоящим из двух слоев ткани. Внешний
слой, черный, является защитным, а внутренний, из металлизированной ткани,
является рефлектором, отражающим весь падающий свет на экран-диффузор.
Экран-диффузор, закрепленный по периметру каркаса, сделан из специальной ткани,
которая хорошо рассеивает проходящий через нее свет и почти не влияет на его
спектральный состав. Наибольшее
распространение получили прямоугольные и квадратные софт-боксы. Реже используются:
стрипы —
узкие, прямоугольной формы, длина которых от 1 до 2 м в несколько раз превышает
ширину. Стрипы используются для равномерного мягкого освещения с близкого
расстояния относительно крупных объектов: людей в полный рост, автомобилей,
элементов интерьера и т. п.;
окто-боксы —
восьмиугольные боксы диаметром до 2
м. Используются, например, в качестве рисующего света
при съемке групповых портретов. Окто-боксы небольшого размера часто
используются в портретной или предметной съемке, когда фотографу необходимо
получить почти круглую форму бликов в глазах модели или на глянцевых
поверхностях предметов.
Для
ограничения боковых лучей и получения светового потока, в большей или меньшей
степени состоящего из параллельных лучей, на диффузоры софт-боксов
прикрепляются липучками специальные сотовые насадки, которые делаются из
алюминия. Для выездной съемки больше подходят мягкие пластиковые соты, которые
при перевозке можно складывать. Кроме сотовых, существуют также насадки, состоящие
из тонких параллельных полос, напоминающие жалюзи. Регулируя положение полос
относительно поверхности экрана софт-бокса, можно ограничивать рабочую площадь
экрана или менять направление света.
Для
ограничения площади экрана или изменения его формы служат специальные накладки,
которые крепятся к краю софт-бокса липучками. Таким образом прямоугольный бокс
можно превратить в стрип, получить круглые или овальные экраны.
Осветительный
прибор вместе с софт-боксом, независимо от его формы, может служить источником
как мягкого рисующего света, так и заполняющего. В отличие от зонтов весь свет,
поступающий из софт-бокса, излучается с его экрана и не рассеивается в
окружающее пространство.
СОФТ-ФИЛЬТР — фильтр, рассеивающий свет, смягчающий
фотографическое изображение.
СПОТ — узконаправленный, точечный источник света.
СПУСКОВОЙ ТРОСИК — приспособление для дистанционного спуска
затвора фотоаппарата, установленного на штативе, для того, чтобы избежать
смазки изображения.
СРЕДНЕФОРМАТНЫЕ КАМЕРЫ — фотоаппараты с размером кадрового
окна 4,5 х 6 см,
6 х 6 см,
6 х 7 см,
6 х 9 см.
СТРИП см. софт-бокс.
СФЕРИЧЕСКАЯ АБЕРРАЦИЯ см. аберрация.
СЪЕМКА АРХИТЕКТУРЫ — бывает двух типов:
техническая съемка — обычно выполняется на заказ, при этом
заказчик ждет от фотографа точного воспроизведения внешнего вида здания,
архитектурного ансамбля и его интерьеров. Необходимо максимально точно
воспроизвести пропорции здания, его размеры, объемы, материал, из которого оно
построено, цвет стен, детали отделки. Никаких художественных задач при этом
фотограф обычно перед собой не ставит;
архитектурный пейзаж — вольный полет фантазии, создание
произведения фотографического искусства, передающего ощущения автора от
созерцания пейзажа, городского или сельского, частью которого стало какое-либо
здание. Иногда фотографу для создания такой фотографии достаточно только
фрагмента сооружения или детали интерьера.
СЪЕМКА ВСЛЕПУЮ — съемка, которая производится, не глядя в
видоискатель аппарата. Один из способов съемки скрытой камерой.
Особенно
хорош при съемке широкоугольными объективами. Аппарат при этом может висеть на
груди или находиться в опущенной руке фотографа. Центральный датчик автофокуса
нацеливается на сюжетно важный объект, после чего спусковая кнопка нажимается
наполовину. Камера наводится на резкость, замеряет экспозицию и замирает в
ожидании полного спуска. Теперь нужно окончательно выстроить кадр и нажать на
спуск до конца. Такая съемка требует некоторой тренировки. Надо хорошо представлять
угол обзора того или иного объектива. А если на камере зум, то следить за
кольцом фокусных расстояний, чтобы правильно строить кадр. Словом, прежде чем
использовать этот прием на практике, нужно поупражняться в съемке неподвижных
объектов, контролируя результат после каждого спуска. Спустя некоторое время
камера станет продолжением руки. Фотограф с камерой в опущенной вниз руке не
привлекает внимания окружающих и может снимать людей в упор, используя нижние
ракурсные точки.
СЪЕМКА ПОД НОЧЬ см.
режим.
СЪЕМКА РЕПРОДУКЦИЙ см. репродуцирование.
СЪЕМКА С ДЛИННОЙ ВЫДЕРЖКОЙ см. движение в кадре.
СЪЕМКА С ПРОВОДКОЙ см. движение в кадре.
СЫРЫЕ ФАЙЛЫ (RAW-формат) — формат записи цифровых
изображений, который сохраняет информацию, снятую с матрицы в момент съемки, в
неизмененном виде. Самый полный способ записи визуальной информации. Каждый
производитель фотоаппаратов имеет свой стандарт RAW-файлов. При съемке в
RAW-формате никакие настройки меню камеры на файл не влияют.
По сути,
RAW-формат — аналог отснятой, но не проявленной, пленки. В цифровой
технологической цепочке проявление пленки заменяется конвертированием с помощью
RAW-converter — программы для преобразования RAW-файлов разных фирм в
универсальные форматы TIFF или JPEG. В процессе преобразования RAW-файла можно с минимальными потерями
информации откорректировать все параметры изображения: яркость, контрастность,
баланс белого цвета, цветовую температуру, насыщенность цвета, резкость, а
также побороться с шумами и зерном, повысить или уменьшить резкость.
После того,
как изображение будет откорректировано и преобразовано в форматы TIFF, JPEG, или какой-либо другой, картинку можно
ретушировать с помощью фотошопа или другого графического редактора. Если ваш монитор правильно настроен, а
лаборатория оснащена современной лазерной печатной машиной, то последний этап
работы, печать, не может повлиять отрицательно на качество отпечатка. Если файл
подготовлен правильно, то на бумаге он будет выглядеть почти так же, как на
экране хорошего монитора.
ТЕЛЕОБЪЕКТИВ см. объектив.
ТЕЛЕКОНВЕРТЕР, экстендер — оптическая насадка, увеличивающая
фокусное расстояние объектива. Обычно выпускаются насадки, увеличивающие в 1,4;
2; 3 раза. Телеконвертеры слегка ухудшают рисунок объектива и уменьшают его
светосилу. Двукратный телеконвертер, например, съедает два деления диафрагмы.
Однако использование телеконвертера дешевле покупки нового телеобъектива.
ТЕНИ — темные участки фотографического изображения.
ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА — красный, оранжевый и желтый цвета.
Если измерить
температуру цветов радуги, полученной путем расщепления белого света солнца на
составляющие его цвета, выяснится, что синий и зеленый участки радуги холоднее,
чем красный, оранжевый и желтый. Отсюда возникло деление цветов на теплые и
холодные. Как показали научные исследования, сине-зеленый цвет негативно влияет
на человека (понижает работоспособность), в то время как красно-оранжевый
действует прямо противоположно.
ТЕСТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТИВА ПРИ ПОКУПКЕ см. резкость.
ТИЛЬТ — функция наклона оптического блока объектива
относительно оптической оси камеры. Наклон используется для достижения
максимальной глубины резкости в кадре при съемке пейзажей и прикладной съемке.
ТИЛЬТ-ШИФТ-ОБЪЕКТИВ — объектив, совмещающий функции обычного
дискретного объектива с боковыми подвижками оптического блока матрицы (шифт) и
наклоном оптической оси (тильт).
ТОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА см. перспектива.
ТОЧЕЧНЫЙ РЕЖИМ ЭКСПОЗАМЕРА см. режимы экспозамера.
ТОЧКА СЪЕМКИ — точка в пространстве, в которой находится
камера в момент съемки файла. От правильно выбранной точки съемки зависит
выразительность снимка.
ТОЧКИ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ см. правило третей.
ТРАНФОКАТОР см. зум.
УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ — величина, которая определяет скорость
вращения какого-либо тела. Измеряется в градусах в секунду или в оборотах в
секунду.
УДЛИНИТЕЛЬНЫЕ КОЛЬЦА — металлические кольца, которые
помещают между камерой и сменным
объективом для увеличения расстояния от объектива до изображения на матрице во
время макросъемки.
УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫЙ ФИЛЬТР — светофильтр, задерживающий
ультрафиолетовые лучи. Часто используется как защитный фильтр, оберегающий
многослойное просветление передней линзы объектива от физических повреждений.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ВСПЫШКИ см. вспышки.
УСТОЙЧИВОСТЬ ШТАТИВА
см. штатив.
ФИКСФОКАЛ — то же, что дискретный объектив.
ФОКАЛЬНЫЙ ЗАТВОР см. затвор.
ФОКУС — точка, в которой сходятся параллельные лучи света за
линзами объектива.
ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ — расстояние от главной точки до точки
фокуса оптической системы. Главная точка у разных объективов расположена на
разных расстояниях от передней линзы.
ФОНОВЫЙ СВЕТ см. свет.
ФОРМАТНЫЕ КАМЕРЫ — фотоаппараты с размером кадрового окна 4 х
5" или больше.
ФОТОАППАРАТ, фотокамера — сложный оптико-механический прибор
для создания двухмерного изображения трехмерных объектов на светочувствительных
носителях визуальной информации. В процессе работы цифровой фотоаппарат с
помощью оптической системы создает изображение на матрице. Это изображение
запоминается и фиксируется встроенным компьютером камеры.
Основные узлы
фотоаппарата:
-
светонепроницаемая полость,
- объектив с
механизмом фокусировки и диафрагмой,
- визир,
позволяющий видеть границы кадра,
- затвор,
-
экспонометрическое устройство,
- встроенный
компьютер.
ФОТО В СВЕТЛОЙ ТОНАЛЬНОСТИ — снимок с преобладанием светлых
тонов (см. фото 105).
ФОТО В ТЕМНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ — снимок с преобладанием темных
тонов (см. фото 219).
ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ РЕЗКОСТЬ см. резкость.
ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ШИРОТА см. динамический диапазон.
ФОТОЗОНТ — специальный зонт для получения рассеянного света.
Выпускаются разных диаметров; со светоотражающей внутренней поверхностью и
полупрозрачные; работающие на просвет и на отражение; белые и с золотистым
оттенком. Используются с вспышками и галогеновыми студийными источниками света.
ФОТОМОНТАЖ см. коллаж.
ФОТОПЛЕНКА — гибкий фотографический материал в виде ленты с
прозрачной подложкой, на которую тонким слоем наносится фотоэмульсия, состоящая
из желатины и мельчайших зерен галогенидов серебра. После засветки пленки в
фотоаппарате в толще эмульсии образовывается скрытое фотографическое
изображение, после проявки в растворах со специальными химическими реактивами
изображение превращается в видимое (негатив или позитив).
ФОТОШОП (Adobe Photoshop) — компьютерная программа,
графический редактор, наиболее распространенный в фотографической среде.
Используется для ретуши фотографических изображений.
ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА —
синий и зеленый цвета. См. также теплые цвета.
ХРОМАТИЧЕСКИЕ АБЕРРАЦИИ см. аберрация.
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — все цвета, кроме белого, черного,
серого и его оттенков, относящихся к ахроматическим цветам. Характеризуются по
цветовому тону (желтый, красный, синий), насыщенности (силы или чистоты цвета)
и яркости (разбеленности).
Цвет — один
из признаков объективной реальности. Наименования многих цветов связаны с
названием предметов (малиновый, розовый, изумрудный и др.). Цвет
распространяется различными по спектральному составу потоками лучистой энергии.
Люди могут различать только электромагнитные колебания видимого диапазона длин
волн от 380 до 760 нм. Одним из важных свойств восприятия цвета человеком
является адаптация зрения в условиях переменчивого или смешанного освещения.
Восприятие цвета глазом остается неизменным практически при любых источника
света. Однако в комнате с желтыми лампами накаливания различия между синими и
зелеными предметами кажутся менее заметными. При синеватом свете пасмурного дня
бледнеют красные и оранжевые тона. В темных помещениях приобретают серый оттенок
все цвета. В полдень безоблачного дня все цвета кажутся разбеленными.
Особенности восприятия цвета в различных условиях широко используются в
изобразительном искусстве.
ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА — величина, которой измеряется
спектральный состав излучения источника света. Определяется температурой
абсолютно черного тела, при которой спектральный состав излучения этого тела
совпадает со спектром лампы или другого источника света. Измеряется в кельвинах
(К).
Например,
пламя свечи 2000 К, лампа накаливания 2500-2800 К, галогеновая лампа имеет
цветовую температуру 3200 К, специальные киносъемочные лампы 3200—3250 К,
люминесцентные лампы 2700-3200 К, 4000-4200 К, 6200-6500 К, дневной прямой
солнечный свет 5500 К, лампа-вспышка 5600 К, стандартный источник дневного
белого света, близкий к полуденному солнечному свету, 6500 К, дневной свет с
большой долей голубого цвета, отраженного от безоблачного неба, 7500 К.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАТВОР см. затвор.
ЦЕНТРОВЗВЕШЕННЫЙ РЕЖИМ ЭКСПОЗАМЕРА см. режимы экспозамера.
ЧЕРНО-БЕЛЫЙ ВАРИАНТ — черно-белый вариант исходного цветного
файла, полученный при обработке цифрового файла в результате обесцвечивания
изображения (см. фото 63-64).
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (светочувствительность) КАМЕРЫ —
способность матрицы фотоаппарата определенным образом реагировать на лучи
света, а также количественная мера такой способности. Выражается в условных
единицах. В Германии принято измерять чувствительность в динах (DIN, Deutsche
Industrie-Normen — Германские промышленные стандарты), в мире чаще используются
единицы ASA (American Standarts Assotiation — Американская ассоциация
стандартов) и ISO (Internetional Organization for Standardization —
Международная организация по стандартизации). Шкала светочувствительности
фотоаппарата обычно имеет вид ряда последовательно увеличивающихся чисел: 50,
100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400 ASA, где каждое последующее число больше
соседнего в два раза, что соответствует увеличению светочувствительности
камеры.
ШАРОВАЯ ГОЛОВКА БЕСЕДИНА — штативная головка конструкции
Владимира Беседина, самая компактная в своем классе, самая легкая в мире. Есть
варианты от 300 до 115 г,
предназначенные для альпинистов (пустотелые, легче воды).
Головка
обладает фрикционностью, то есть, возможностью перемещать полузафиксированную
камеру. К примеру, следить за бегущим спортсменом и снимать его в любой момент,
камера при этом не шелохнется: пяточки зажимов штатива скользят по поверхности
шара и в то же время держат шар в зажатом состоянии. Резьбовые шпильки могут
переворачиваться, при этом резьба меняется с 1/4 дюйма на 3/8, делается это
очень легко. Длина резьбовых шпилек регулируется. Головка не боится холода,
конденсата, воды, даже морской, позволяет панорамировать под любым углом, при
собственном весе 300 г
держит 20 кг,
повешенных на кончик резьбы. Облегченный альпинистский вариант весит 10 кг. Имеет так называемый
«космический дизайн». Запатентована в 1988 г. Автор изобретения умер.
ШАРПИНГ см. резкость.
ШЕВЕЛЕНКА см. смазка.
ШИРОКОУГОЛЬНЫЙ ОБЪЕКТИВ см. объектив.
ШИФТ-ОБЪЕКТИВ — объектив с увеличенным кругом покрытия,
снабженный механизмом смещения оптической системы в сторону от центра.
Используется для съемки архитектурных сооружений с целью исправления
перспективных искажений или для съемки панорам, а также в прикладной съемке для
уменьшения паразитных бликов при репродуцировании картин.
ШКАЛА АДАМСА — линейка, в которой все существующие яркости
разделены на десять зон-ступеней: от самой черной до самой белой. Придумана
американским фотографом Анселем Адамсом для решения сложных экспонометрических
задач, возникающих во время съемки. Известно, что любая фотография представляет
собой комбинацию участков различной яркости, которым соответствуют зоны шкалы
Адамса:
первая зона — совершенно черная. Это части изображения, где
нет никаких деталей;
вторая зона — черная, но слегка светлее первой. Детали здесь
могут не различаться;
третья зона — светлее второй, но с передачей едва заметных
деталей. Так может на фотографии выглядеть черный бархат, костюм жениха, кора
дерева в тени, и т. п.;
четвертая зона — светлее третьей. Так обычно выглядят темные
тона на темной одежде, волосах, деревьях, затененной листве, мокром асфальте, и
т. п.;
пятая зона — светлее четвертой. Так выглядит тень на сухом
асфальте, листва деревьев, темный загар на коже, и т. п.;
шестая зона —
среднесерый тон, отражающий примерно 18 % падающего света. На снимке это
может быть зеленая трава, красный кирпич, сухой асфальт в тени при рассеянном
облаками солнечном свете и т. п. Именно этой зоне шкалы Адамса соответствует
тон, который служит эталоном для всех экспонометров, как автономных, так и
встроенных в фотоаппараты. Это печка, от которой нужно плясать при анализе
объекта съемки. Полезно помнить как можно больше предметов, которые отражают
свет так же, как шестая зона;
седьмая зона — светлее шестой. Так выглядит безоблачное синее
небо, газетный лист, и т. п.;
восьмая зона — светлее седьмой. Так выглядят едва заметные
детали на светлом фоне: светло-серые, желтоватые, кремовые, серебристые, а
также снег, освещенный боковым светом солнца, и т. п.;
девятая зона — почти белый тон, как подвенечное платье
невесты;
десятая зона — абсолютно белый тон, как блики металлических
поверхностей, ярко освещенный белый фон в студии, и т. п.
Каждая зона этой шкалы светлее или темнее соседней ровно в
два раза. Достаточно изменить диафрагму или выдержку на одну ступень, чтобы
сместиться на одну зону шкалы Адамса. Зная, в какой зоне серой шкалы Адамса
находится большая часть снимаемого кадра, можно поправить экспонометр своего
фотоаппарата. К примеру, вы снимаете зимний пейзаж. При замере отраженного от
снега света любой, даже самый точный, фотоаппарат попытается загнать снег в
шестую зону, и на фотографии он получится серым. А чтобы снег стал похож на
снег, вам необходимо в соответствии с восьмой зоной шкалы Адамса пропустить к
пленке примерно в четыре раза больше света, чем рекомендует автомат. Для этого
надо открыть диафрагму камеры или увеличить выдержку на две ступени. То есть
ввести экспонометрическую поправку.
ШТАТИВ — устройство для фиксации фотоаппарата в момент
съемки. Универсальных штативов не бывает, они отличаются конструкцией, размером
и весом. Выбирая штатив, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- штатив должен быть жестким, камера на нем не должна
шататься, так как это может привести к нерезкости на длинных выдержках;
- штатив должен иметь пузырьковый уровень, позволяющий
быстро выставлять его строго горизонтально;
- головка штатива должна быть рассчитана на вес камеры, то
есть, она не должна клониться к земле под тяжестью фотоаппарата, в то же время
она должна иметь все степени свободы (см. штативная головка Беседина);
- зажимы и другие крепежные и управляющие детали штатива
должны легко слушаться фотографа, не требуя приложения больших усилий. Хорошо,
когда они обрезинены или сделаны из прочной пластмассы. В мороз это спасет руки
от обморожения. Управляющие детали должны быть долговечными и снабжаться
регулировочными винтами, чтобы в случае постепенного разбалтывания их можно
было подтянуть и привести в рабочее состояние;
- вес штатива должен соответствовать его назначению.
Студийный штатив может быть сколь угодно тяжелым, но штатив, предназначенный
для выездных съемок, должен быть максимально легким. Таковы титановые,
дюралевые, карбоновые и базальтовые штативы. Носить их легко, но во время
съемки надо утяжелять для большей устойчивости. Для этого достаточно подвесить
на штатив полиэтиленовый пакет несколькими килограммами песка или любой другой
груз (например, собственный кофр). Нагруженные ножки приобретают жесткость,
устойчивость конструкции становится вполне приемлемой даже для работы на ветру.
ШТАТИВНАЯ ГОЛОВКА см.
головка штативная, шаровая головка Беседина.
ШТОРКИ см. затвор.
ШТОРНЫЙ ЗАТВОР см. затвор.
ШУМ ЦИФРОВОЙ — хаотично расположенные светлые пятна на
темном фоне изображения (яркостный шум), а также яркие цветные, часто синие
пятна на однородном темном фоне
(цветной, или хроматический шум). Дефект изображения цифровых фотоаппаратов.
Возникает при съемке в неблагоприятных условиях, с использованием длинных
выдержек или при использовании высоких значений чувствительности. Шум портит
восприятие однородно окрашенных или выведенных в нерезкость участков
изображения. Иногда цифровой шум сравнивают с зернистостью пленки или
фотографической вуалью. На величину цифрового шума влияют размер сенсора и
количество пикселов на его поверхности. При одинаковых размерах двух матриц
больше шумит та, на которой больше пикселов. Существует множество способов
борьбы с цифровым шумом, например, во время съемки можно включить функцию
подавления шума, после съемки можно редактировать файл с помощью графических
редакторов. К сожалению, все способы борьбы с шумом, так или иначе, уменьшают
детализацию изображения, снижают его резкость.
ЩЕЛЕВОЙ ЗАТВОР см. затвор.
ЭКСПОЗАМЕРА РЕЖИМЫ см. режимы экспозамера.
ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ВИЛКА — то же, что брекетинг.
ЭКСПОЗИЦИЯ — оптимальная доза света, необходимая для
получения изображения на матрице фотокамеры. Экспозиция зависит от освещенности
и времени воздействия света на пленку. Фотоаппарат позволяет регулировать
экспозицию, меняя время засветки с помощью затвора или регулируя световой поток
изменением диаметра отверстия в объективе фотоаппарата.
ЭКСПОНОМЕТР — прибор для измерения экспозиции. Существуют
экспонометры автономные и встроенные в механизм фотокамеры. Встроенные могут
замерять только отраженный от объекта поток света, и потому их показания
зависят от яркости поля, на которое они направлены. Если объект светлее
среднесерого и отражает больше 18 %, показания прибора будут ошибочными. На
практике потребуется внести плюсовую поправку.
Если объект темнее среднесерого — минусовую. Автономные
экспонометры могут мерить не только отраженный
от объекта свет, но и свет, падающий на объект. При таком способе замера
фотограф всегда получает правильный замер экспозиции.
ЭКСПОНОМЕТРИЧЕСКАЯ ПОПРАВКА — внесение изменений в показания
автоматического замера света, сделанного встроенным экспонометром камеры.
ЭКСТЕНДЕР — то же, что телеконвертер.
Оригинал статьи замечательного фотографа Георгия Розова на
его сайте - http://www.rozov.ru/section37/
|