Главная
ДВИЖЕНИЕ В КАДРЕ — нажимая на спуск фотоаппарата, мы
останавливаем движущиеся объекты, однако на некоторых фотографиях движение
словно продолжается. Чтобы передать движение в кадре, необходимо не только
удачно выбрать момент съемки и вовремя нажать на спуск, но и овладеть
специальными фотографическими приемами.
Научиться ловить нужное мгновение — ни раньше и ни позже, а
именно тот момент, когда движущийся объект примет характерное для него
положение в пространстве, — несложно. Следует только учитывать, что идущий
человек, попавший в кадр, может испортить его, если замрет на снимке в
некрасивой, неуравновешенной позе, с поднятой ногой или без рук, потому что
руки в момент съемки оказались опущенными вдоль туловища. Чтобы вовремя нажать
на спуск, следует знать, что затвор фотоаппарата инерционен. С момента, когда
палец нажмет на кнопку спуска, до момента, когда откроются шторки аппарата,
проходит время, совсем небольшое, но вполне достаточное для того, чтобы нога
каратиста, к примеру, успела ударить соперника и на снимке оказалась
остановленной на пути в исходное положение. Поэтому, перед тем, как взяться за
съемку динамичных сюжетов, имеет смысл понаблюдать за тем, как они
протекают. Еще лучше потренироваться,
чтобы научиться нажимать на спуск чуть раньше решающего мгновения.
Для усиления иллюзии скорости движения можно использовать
линии перспективных сходов, нисходящие или восходящие диагонали дорог, мостов,
след самолета в небе, линии волнового следа на воде. Если сюжетно важный объект
будет двигаться в одном с ними направлении, это подчеркнет скорость его
перемещения в пространстве. Напротив, вертикали, перпендикулярные направлению
движения (столбы, деревья, фигуры людей), резко затормозят движение в кадре. Их
надо избегать. При съемке движущихся объектов (самолетов, автомобилей,
велосипедов, и т. п.) необходимо оставлять в кадре свободное пространство в
направлении движения.
При съемке статичного портрета нужно оставлять в кадре
свободное пространство в направлении взгляда героя, тем самым уравновешивая
композицию. Неловкий жест или неестественная гримаса могут заморозить снимок,
навести зрителя на мысль о незримом присутствии неумелого режиссера. Такой
снимок не воспринимается как правдивый.
Применяются разные способы съемки движущихся объектов:
съемка с проводкой — применяется в тех случаях, когда
необходимо не только подчеркнуть скорость движения, но дополнительно выделить
движущийся объект, оторвать его от фона. Делается это следующим образом: объект
располагается на задуманном месте в рамке видоискателя и удерживается там в
процессе движения. В нужный момент нажимается спуск. Если выдержка была
достаточно длинной (например, 1/30 секунды), на фотографии объект получится
резким, а фон размажется. Произойдет это из-за совпадения угловых скоростей
движения фотоаппарата и объекта съемки. Фон размажется из-за того, что был
неподвижен, в то время как объектив быстро перемещался;
съемка с длинной выдержкой — позволяет вывести движущийся
объект съемки в нерезкость. Этот прием часто используется при съемке фонтанов,
водопадов, морского прибоя (в отличие от съемки с мгновенными, очень короткими
выдержками, когда вода на фотографиях становится похожа на лед или стекло).
Чтобы струя фонтана стала действительно походить на струю, на фотографии вода
должна быть смазана, что достигается выдержками, длиннее 1/60 секунды. Чем
длиннее выдержка, тем меньше резкость изображения воды. Этот прием любят
фотографы, снимающие ночные городские пейзажи. Длинная выдержка при съемке
таких сюжетов может достигать нескольких секунд. За это время автомобили
успевают проехать десятки метров. Свет от фар или габаритных огней оставляет на
матрице яркие белые или красные полосы. Впечатления движения можно добиться,
если слегка размазать сюжетно важный элемент, а фон при этом оставить абсолютно
резким. Например, снять поток транспорта
в час пик с длинной выдержкой (например, 1/15 секунды). При этом улица и люди
останутся резкими, а машины слегка размажутся. Возможна съемка с длинной
выдержкой и при съемке многих производственных процессов в рекламных целях;
съемка с короткой выдержкой — позволяет заморозить,
остановить движение. Применяется в тех случаях, когда нужно показать зрителю
красоту быстро протекающих процессов.
Например, увидеть красоту капель, разлетающихся после падения в жидкость какого-либо предмета. В жизни это
происходит так быстро, что глаз не успевает рассмотреть детали, а фотография с
выдержками около 1/2000 секунды превращает летящие капли воды в прозрачные
стекляшки.
ДВОЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ см. многократная экспозиция.
ДЕМПФИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО — механизм зеркальной камеры,
который гасит вибрации корпуса камеры, возникающие при подъеме зеркала в
верхнее положение.
ДЕТАЛИЗАЦИЯ — тщательная проработка деталей изображения.
Зависит от качества аппаратуры, надежной ее фиксации в момент срабатывания
механизма затвора, а также от направления рисующего света в кадре. Боковой
скользящий свет, образуя длинные тени, способствует выявлению неровностей на
поверхности предметов.
ДЖОЙСТИК — подвижный диск на задней стенке фотоаппарата,
предназначенный для перемещения по меню.
ДИАФРАГМА, в фотографическом обиходе, дырка, — отверстие
внутри объектива для пропуска светового потока к матрице. Размер отверстия
регулируется подвижными металлическими лепестками. Изменять диафрагму можно
поворотом кольца на оправе объектива или с помощью специальных органов
управления. Стандартная шкала диафрагм состоит из последовательного ряда цифр:
1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22. Каждое число этого ряда больше или меньше
соседнего в 1,4 раза, что соответствует увеличению или уменьшению пропускаемого
к матрице потока света ровно в два раза при каждом повороте кольца диафрагмы на
одно деление. Диафрагменное число означает строго определенное для всех
объективов количество света, которое диафрагма пропускает к матрице камеры. См.
также апертура.
ДИГИТАЙЗЕР — специальное устройство для ввода в компьютер
рисунков, сделанных от руки. Большой популярностью среди фотографов пользуются
графические планшеты фирмы Wacom, которыми очень удобно ретушировать цифровые
фотографии.
ДИНАМИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН, фотографическая широта — отношение
максимально допустимой яркости в каждом цветном канале цифрового изображения к
минимально допустимой. Используется для описания диапазона яркостей
фотографического изображения, который матрица фотоаппарата или фотопленка
способна передать без искажений. Измеряется в единицах EV, то есть в шагах
экспозиции, стопах. Каждый стоп соответствует одной зоне шкалы Адамса и
отличается от соседнего вдвое большей или меньшей яркостью. Принято считать,
что фотографическая широта слайда (обратимой пленки) составляет 4-5 EV,
негативной цветной пленки — 6-8 EV. Динамический диапазон матриц любительских цифровых
мыльниц в начале 2008 г.
составлял 6-7 EV. Профессиональные и полупрофессиональные зеркальные камеры
способны были воспроизвести детали в десяти зонах шкалы Адамса, 10-12 EV, при
записи файла в RAW-формате. При записи файла в формате jpg камера не записывает
часть информации ради экономии места на карточках памяти, что снижает
динамический диапазон как минимум на две ступени экспозиции — 8 EV.
ДИОПТРИЙНАЯ НАСАДКА — вспомогательная линза в специальной
оправе. Надевается на окуляр видоискателя фотоаппарата для коррекции его
оптической системы применительно к особенностям зрения снимающего.
ДИОПТРИЯ — единица оптической силы линз, сферических зеркал,
объективов и сложных оптических систем. Одна диоптрия соответствует оптической
силе линзы или сферического зеркала с фокусным расстоянием в 1 м. В фототехнике диоптрии
применяются для характеристики насадочных линз и механизма адаптации
видоискателя фотокамеры к особенностям зрения фотографа, например, при
близорукости или дальнозоркости.
ДИСКРЕТНЫЙ ОБЪЕКТИВ, фиксфокал — объектив с фиксированным
фокусным расстоянием.
ДИСТОРСИЯ см. аберрация.
ДУБЛЬ — один из нескольких вариантов снятого сюжета.
Снимаются для перестраховки от ошибок или неудач, их количество обычно
определяется сложностью задачи.
ДЫРКА — то же, что
диафрагма.
ЖАНРОВАЯ СЪЕМКА — съемка повседневной жизни людей. В отличие
от репортажной съемки не связана с каким-либо конкретным событием. Жанровые
фотографии, являясь субъективным отражением конкретной реальности, достигают
иногда большой степени художественного обобщения. Нередко жанровая фотография
связывает в одном кадре редко совмещаемые явления, что приводит к появлению
произведений с двойным смыслом.
ЖАНРОВЫЙ ПОРТРЕТ — один из видов жанровой съемки. Снимается
репортажными методами в обычных житейских обстоятельствах.
ЖЕСТКИЙ СВЕТ см. свет.
ЗАДНИЙ ПЛАН — часть кадра, самая близкая к верхней его
кромке, а также объекты, расположенные дальше всего от объектива (см. фото 9)
ЗАДНИЙ ПЛАН — часть кадра, самая близкая к верхней его
кромке, а также объекты, расположенные дальше всего от объектива (см. фото 9).
ЗАДНИЙ СВЕТ см. свет.
ЗАЙЦЫ — паразитные засветки на изображении в виде светлых
пятен, повторяющих форму диафрагмы объектива. Зайцы портят картинку в случае
прямого попадания скользящих лучей солнца на переднюю линзу объектива. Особенно
часто это случается при съемке широкоугольными объективами. Бленды у шириков
маленькие и от зайцев не спасают, при этом их не всегда удается заметить в
процессе съемки. Избежать появления паразитной засветки можно, прикрыв объектив
от солнца ладонью, кепкой или другим подходящим предметом.
ЗАКОН ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ — сохранение постоянной экспозиции
при изменении значений выдержки и диафрагмы. Чтобы количество света, попадающее
на матрицу фотоаппарата, оставалось неизменным, необходимо при увеличении
диафрагменного числа уменьшать выдержку. Изменение выдержки или диафрагмы на
одну ступень приводит к удвоению экспозиции. Например, количество света на
матрице при выдержке 1/30 и диафрагме 8 будет равно и при выдержке 1/60 с
диафрагмой 5,6. Значит, эти пары взаимозаменяемы. Шкалы выдержек и диафрагм
экспонометров всех фотоаппаратов построены на этом законе.
ЗАКОН ОСЛАБЛЕНИЯ СВЕТА — свет угасает обратно
пропорционально квадрату расстояния от его источника до объекта съемки.
ЗАПОЛНЯЮЩИЙ СВЕТ см. свет.
ЗАТВОР — составная часть фотоаппарата, предназначенная для
пропускания света к светочувствительной матрице в течение определенного
промежутка времени, называемого выдержкой. Состоит из:
- заслонки в виде светонепроницаемых лепестков, шторок,
жалюзи, секторов, пластин с вырезами, прерывающими световой поток;
- механизма выдержек, который регулирует продолжительность
экспонирования;
- двигателя, обеспечивающего перемещение световых заслонок и
приводящего в действие механизм выдержек.
В зависимости от места расположения заслонок различают
затворы:
апертурные, когда световые заслонки расположены вблизи
диафрагмы между линзами объектива;
фокальные, когда световые заслонки расположены вблизи
фокальной плоскости объектива, непосредственно у светочувствительной матрицы.
По принципу работы затворы подразделяются на:
щелевые — в затворе в процессе срабатывания открывается
щель, которая перемещается от одной стороны кадрового окна к другой, пропуская
свет к матрице;
центральные — в затворе световые заслонки открываются от
центра объектива к краям, а закрываются в обратном направлении. Такой способ
открывания светового отверстия обеспечивает экспонирование изображения
одновременно на всей площади кадра. Центральные затворы монтируются внутри
оправы объектива.
По конструкции световых заслонок затворы подразделяются на
дисковые, гильотинные, лепестковые, шторные и ламельные. В современных
фотоаппаратах чаще используются лепестковые, шторные и ламельные затворы:
лепестковые затворы — относятся к апертурным. Световые
заслонки выполнены в виде тонких металлических или пластмассовых лепестков
сложной формы, расположенных симметрично относительно оси объектива. Эти
лепестки при срабатывании затвора поворачиваются вокруг осей, перпендикулярных
плоскости светового отверстия объектива. Лепестковые затворы по принципу
действия центральные или периферийные;
шторные затворы — относятся к фокальным. Имеют световые
заслонки в виде одной или двух металлических или тканевых шторок. Все шторные
затворы щелевые. Обеспечивают экспонирование матрицы последовательно от одного
края кадра к другому по мере перемещения открывшейся щели относительно
кадрового окна, то есть постепенно;
ламельные затворы — относятся к фокальным. Имеют световые
заслонки в виде прямоугольных пластинок (ламелей), монтируемых перед кадровым
окном фотоаппарата. Все ламельные затворы щелевые. При срабатывании затвора
ламели собираются в стопку и открывают кадровое окно, затем через определенный
промежуток времени другая группа ламелей закрывает кадровое окно.
ЗЕРКАЛЬНАЯ КАМЕРА — камера с зеркальным видоискателем.
Позволяет видеть объект съемки через объектив камеры без параллакса. Свет
проникает в корпус фотоаппарата через объектив и падает на зеркало, которое
отражает его под прямым углом вверх на матированную поверхность специального
экрана. По этой поверхности производится фокусировка изображения. Далее
картинка попадает в пентапризму, меняет направление на первоначальное. Здесь
его может видеть глаз фотографа. В момент спуска затвора зеркало поднимается
вверх. Сфокусированное изображение проецируется на плоскость матрицы, шторки
затвора открываются, после чего зеркало возвращается на место. Такая схема
визирования очень удобна и точна. В ней есть только один недостаток — вибрации,
возникающие в момент удара поднимающегося зеркала и приводящие к смазке
изображения. Конструкторы вынуждены увеличивать вес камеры, встраивать в
конструкцию специальные демпфирующие устройства, который гасят вибрации.
ЗЕРНИСТОСТЬ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ — неоднородность
равномерно экспонированного участка файла. Зернистость тем выше, чем большие
значения АСА использованы при съемке. Особенно заметно зерно на светло-серых
однородных участках изображения черно-белых фотографий и на изображениях неба
средней яркости, а также при увеличении фотографического изображения.
Зернистость свойственна всякому фотографическому
изображению, и пленочному и цифровому. Зернистое строение изображения цифрового
файла обусловлено тем, что оно образуется миллионами пикселов (микроскопических
светочувствительных датчиков), фиксирующих данные об упавших на эту часть
матрицы фотонах. Зернистость ухудшает четкость изображения. Линии, разорванные
на отдельные квадратики-зерна, становятся неровными, контуры нерезкими. Иногда
крупное зерно используют для получения определенного художественного эффекта.
Например, для имитации пленочного изображения или для сглаживания
второстепенных деталей.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ — деление отрезка АС на две части таким
образом, чтобы большая часть АВ относилась к меньшей ВС так, как весь отрезок
АС относится к АВ (АВ:ВС=АС:АВ). Это отношение равно примерно 5 к 8, упростив,
получим 3 к 4. Именно так соотносятся
стороны стандартного кадрового окна почти всех зеркальных фотоаппаратов, листов
писчей бумаги, стороны фасадов большинства храмов. Именно из золотого сечения
выведено правило третей, которое на практике используется фотографами для
создания гармоничных композиций. Принципом золотого сечения пользуются архитекторы и художники со времен
Леонардо да Винчи, который и ввел этот термин в искусство.
ЗУМ — объектив с переменным фокусным расстоянием.
Различаются по устройству оптической системы:
трансфокаторы — оптическая система которых состоит из
афокальной насадки с переменным угловым увеличением и объектива с постоянным
фокусным расстоянием, при этом исправление аберраций производится отдельно в
насадке и в объективе;
вариообъективы — строятся как единая оптическая система и
аберрации исправляются во всей системе сразу.
Производители оптики используют обе системы, и потому в
обиходе слова трансфокатор и вариообъектив стали синонимами. Главное
достоинство таких объективов в оперативности и малом весе в сравнении с
дискретной оптикой. Во всем остальном они уступают объективам с постоянным
фокусным расстоянием. Почти все современные цифровые мыльницы снабжаются
встроенными трансфокаторами. Фотоаппараты с многократным увеличением всегда
дают изображение худшего качества, чем зумы с увеличением не больше 3х. Покупая
мыльницу нужно руководствоваться не
кратностью зума, а его фокусным расстоянием, то есть для съемки важен угол
обзора объектива в разных положениях. далее>>>
|