Меняем камеру?
Каждый фотограф рано или поздно сталкивается с необходимостью замены своей фотокамеры на другую. К этому его подталкивают различные факторы:
- Поломка. От этого никто не застрахован. Конечно, если Вы энергично используете свою камеру на протяжении нескольких лет или снимаете в экстремальных ситуациях – не удивляйтесь – это случится обязательно! И восстанавливать старенькую камеру бывает очень невыгодно. Дешевле купить новую – из этого же класса.
- Обновление. Вся техника устаревает. И, на первый взгляд, неплохой и вполне рабочий аппарат становится «стариком». Нет, он не станет хуже, просто его характеристики уже не будут отвечать Вашим требованиям и требованиям времени.
Если с поломкой все более-менее понятно, то с покупкой аппарата на замену старого все непросто. Будем разбираться!
Так как сайт у нас посвящен преимущественно аппаратам Nikon, то и сравнивать мы будем только их.
Итак, если у Вас завалялась камера из серии D40, D50, D60, D70(s) – менять нужно однозначно. Поверьте, функциональность этих камер, по сравнению с недорогими кропнутыми зеркалками, сильно отстает. Можно приобрести продвинутый кроп им на замену – D7000 или D7100. Камеры из серии D80, D90, D7000, D300(s) стоит менять исключительно на полный кадр. После длительного их использования – про кроп лучше забыть!
Я лично сменил D70s на D90 по случаю поломки первого и почувствовал существенные улучшения. Сейчас, планирую заменить D90 на D800. С учетом вышесказанного, опишу положительные и отрицательные стороны замены.
1. Станет лучше автофокус и Вы сможете точнее фокусироваться. Даже простенький автофокус у D90 после D70s показался, чуть ли не профессиональным. Планируемая замена фотоаппарата на D800 даст существенный прирост в качестве и скорости фокусировки.
2. Будет лучше экспонометр. По крайней мере, на бумаге. Скажу честно, пришлось привыкать к тому, как новая камера определяет яркость сцены. Ну и классические минусовые поправки…
3. Чувствительность увеличится. D90 гораздо лучше снимает на ISO 800, чем D70s. Шумов меньше. D800 сможет поднять планку минимум до 1600-3200 ISO. Про вспышку в некоторых ситуациях можно будет забыть.
4. Большее разрешение и детализация. Двухкратное увеличение разрешения при переходе на D90 дало бОльшую свободу кадрирования. Страшно подумать о еще трехкратном увеличении разрешения на D800.
5. Шире динамический диапазон. Особенно почувствуется при переходе на D800. Можно будет более эффективно регулировать экспозицию при конвертации RAW-файлов: вытягивать детали из теней, притемнять слишком яркие места.
6. Эргономика. Медленно, но верно она улучшается при переходе от камеры к камере… Экраны увеличиваются, кнопочки добавляются… В общем, работать с камерой становится все приятнее и приятнее. Плюс при переходе на профессиональную камеру, держать ее становится удобнее из-за больших размеров ручки.
Субъективные факторы.
Когда я поменял Nikon D70s на D90, то получаемая картинка меня немного расстроила. Детализация ее была на высоте, но вот само ощущение при просмотре ее: кадры стали более «цифровыми». Как если сравнивать стоп-кадр с видеокамеры и кадр фотоаппарата. Цвета стали более резкими, тональные переходы менее плавными. Если D70s выдавал более «пленочную», естественную картинку, то D90 – более «цифровую», дискретную. Видимо, тут повлиял тип матрицы: D70s это CCD, а у D90 – CMOS. Сравнивая D90 и D800 отмечу, что у последнего картинка стала ближе к «пленке» – яркие пятна не так сильно выбиваются из общей картины и не имеют сильно выраженной «цифровой» природы. Прогресс пошел на пользу!
Что на что меняем:
D40, D50, D60, D70(s), а так же все любительские из серий D3xxx – меняем на продвинутый кроп – D7000 или D7100 (предпочтительнее).
D5xxx – так как это более видеооператорская камера, то ее меняем на новую в этой линейке, либо на D7100.
D80, D90, D7000, D300(s) – на D600 или D800 (предпочтительнее).
D700 – на D4 или D800.
Отмечу, что покупка более профессиональной камеры, чем той, которая удовлетворила бы Вас в данный момент, даст возможность быстрее развить свои профессиональные навыки. Если позволят финансы… Ну и не забываем про парк качественной оптики и полезные аксессуары.
После покупки новой камеры – подарите старую друзьям! Пусть постигают азы фотоискусства!
FX или DX?
В момент появления цифровых зеркальных фотокамер их электронные компоненты были далеки от совершенства. К тому же их технические характеристики были достаточно слабые. К примеру, главная составляющая цифровой камеры – матрица: ее размер был меньше, чем стандартный пленочный кадр. Это обстоятельство отражалось определенным образом на технических характеристиках камеры. Вот так и появились камеры с сенсором изображения меньшим, чем стандартная пленка. Их называют кропнутые (DX) камеры. С постоянным прогрессом в области электроники качественные характеристики камер улучшаются, но размер сенсора остается неизменным. В чем же минусы камер с уменьшенным сенсором? В первую очередь это изменение эффективного фокусного расстояния. То есть широкоугольный объектив становится не таким и широкоугольным. Это накладывает ограничение при съемке широких планов. Плюс ко всему изменяется зона ГРИП. Например, при съемке одинакового портрета с одним и тем же объективом фотографу с полнокадровой камерой придется подойти ближе, чем фотографу с камерой DX. При этом задний план размоется несколько сильнее и ГРИП будет другой. Из всего вышесказанного следует, что у DX камер есть одно своеобразное преимущество – при использовании длиннофокусных телеобъективов их можно «превратить» в более дальнобойных собратьев. Так же при использовании полнокадровых объективов на камере DX уменьшается виньетирование и обрезаются края изображения, на которых могут возникать искажения. Существуют еще побочные преимущества полнокадровых камер. Их сенсоры обладают лучшими показателями по соотношению чувствительность/шум. У них более широкий динамический диапазон. Ну и соответственно полнокадровые камеры более совершенны технически и более удобны в эксплуатации. Если Вы собираетесь заниматься серьезно фотоискусством, то рано или поздно перейдете на полный кадр. Поэтому, категорически не рекомендую покупать DX объективы даже для кропнутой камеры. Ищите полнокадровые аналоги. Если у Вас достаточно средств, то стоит приобрести полнокадровую камеру сразу, благо есть относительно недорогие модели. Бывшую в употреблении камеру брать нужно с осторожностью – ими пользуются преимущественно профи и выжимают из них почти всё. Есть риск нарваться на изношенный или битый аппарат. Вот, например, Nikon D600 – почти идеальная полнокадровая камера для начинающего фотографа. Поснимав пару лет такой камерой можно приобрести хороший опыт и поднакопить парк объективов. А там и подойдет замена Nikon D800. Если у Вас уже есть опыт съемки любительскими DX-камерами и хочется полного кадра, то ответ один – D800. Рекомендовать кропнутые камеры не буду, если только Nikon D7000 и то при финансовых трудностях. Пропустив DX-формат Вы ничего не потеряете!
Пленка или цифра?
Недавно у меня появилось острое желание заняться пленочной фотографией. Не знаю, то ли увлечение друга кассетной аудиотехникой 80-х годов, то ли навалившийся грипп… Но захотелось мне купить пленочную зеркалку. Как то сразу на глаза попалась Nikon F3HP. Аппарат интересный и неплохой. Надежный, как танк! Уж и так его смотрел и так – жаль пощупать вживую негде! И на аукционе нашел хороший вариант, но перегорел… Вспомнил, что у меня остались старые пленки, снятые Зенитом. Немного их посканировал и пришел к такому выводу – жутко неудобно. Во-первых – пленку надо купить, что при достаточно продолжительной съемке накладно. Во-вторых – снимать медленно, вдумчиво, аккуратно – это конечно не минус, но с динамичным сюжетами – пролет! В-третьих – проявка: насколько качественно Вам проявят пленку, поцарапают ли ее, не известно. В-четвертых – сканирование: хороший сканер стоит очень дорого, а плохим вообще заморачиваться не стоит. Да и глупо как то снимать в «аналоге» а потом переводить в «цифру». Присматривался и к среднему формату – там все тоже самое, только еще более проблематично. А взглянув на фотки Зенитом и его объективом на моем D90 – желание заниматься пленкой пропало окончательно. Единственный вариант – черно-белая фотография, от съемки до печати – самому. Это может только к пенсии… Пленка умерла, да здравствует пленка!